Онтология в образовании
Образование онтологии
Онтология образования
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---
Образование онтологии
Онтология образования
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---
Образование онтологии
Не будучи философом, я вынужден
размышлять только над собственным мышлением, его опытом и ссылаться на
немногочисленные философские авторитеты, мне доступные. Именно этим
определяется нетрактатность данной работы, ее прихотливая и необязательная
извилистость, возможная непонятность и даже естественное отторжение, несогласие
любого читающего: пусть так, это даже неплохо, ведь отторжение и неприятие
могут породить свои мысли и смыслы, свой поток дискурса, который оторвет
человека от чтения и толкнет к изложению своей позиции – пожалуй, это будет
лучший результат, какой только можно пожелать себе.
Топика, онтология, логика
В методологической традиции,
после годичного обсуждения «Топики» Аристотеля, некоторыми принято считать, что
топика предваряет собой разворачивание логики и онтологии и это разворачивание
приводит к формированию ситуации – антонимному синониму: если топика есть
безмасштабное и предельно неописуемое, неограничиваемое место, некий
неструктурированный хронотоп, то ситуация есть концентрация этого хронотопа до
координатно точного «здесь и теперь» со всеми входящими в нее позициями,
связями и отношениями между этими позициями.
Онтология и логика задают путь
движения от топики к ситуации, при этом логика формирует направление движения,
а онтология – его содержательное наполнение.
Рефлексия и онтология
Онтология зарождается в рефлексии
своей неуместности, ненахождения своего места, в сущности – в пустоте, где ни
верха ни низа. И чем неопределенней эта пустота, чем глубже и откровенней
погружение в нее, тем, кажется, больше шансов на результативность
онтологических потуг. Строго говоря, надо впасть в очень сильное отчаяние от
своего падения – куда? – надо потерять сознание, хотя бы ненадолго, чтобы
вспыхнуло самое первое онтологическое озарение. Мне кажется,
философско-поэтический гений и подвиг Ф. Ницше заключался именно в этой
многоразовой практике отчаяния, которое многие считали безумием, да оно и было
безумием – опасным, но небесплодным.
И вот именно в этом месте возникает
дерзость возражения Пармениду, отождествлявшему бытие и мышление (все мыслимое
бытийствует, все бытийствующее мыслимо), Платону (бытие есть совокупность идей)
и Гегелю (рефлексия есть связь бытия с понятиями).
Это возражение строится на
различении бытия и существования.
Бытие грамматически есть
инфинитивная форма истинности, и не просто истинности, а исключительной
истинности, истинности, исключающей любую другую, истинности одного и
единственного мира. Бытие – состояние, но не процесс, при этом – состояние и
совершенное и несовершенное, таящее в себе имперфектность и перфектность. Бытие
топично.
Существование (от множественного
числа третьего лица глагола «быть» в настоящем времени «они суть») – пребывание
во множественной истинности, истинности многих миров, пребывание в настоящем,
как бы ни несовершенно оно ни было. Существование ситуативно и процессуально.
Бытие есть топическое пребывание
в мире, одинокое, единственное, существование признает твою неодинокость в мире
и неодинокость миров. Путь от бытия к существованию, к бытию по сути бытия,
начинается и продолжается в рефлексии. Собственно, только в рефлексии и идет
процесс осознания своего существования в бытии, а без рефлексии человек
неизбежно впадает в слепую веру. Вера зрячая – рефлексивные остановки и
задержки, сомнения и впадания в ересь или неверие или безверие, неизбежные в
процессе прозрения.
Мы рождаемся слепыми.
Онтологически, принципиально
слепыми, как тот Принципиальный Крот из беседы Фомы Аквинского и его учителя
Альбрехта Великого.
И если мы рождаемся
прищурившимися, то так прищурившимися
умираем: нам не нужен процесс открывания глаз, ибо в нем нет ничего
нового для нас, мы и так, пусть слабо, но что-то видим.
Вот с этим прищуром и не хочется
мириться.
Онтики и онтология
Мир не распахивается перед нами.
Мы собираем его по крупицам,
называемым онтиками – фрагментам неизвестной для нас картины мира. Это совсем
непохоже на лего – детскую игру по собиранию разноцветных и разноформенных
кусочков по уже имеющемуся изображению.
В лего мы играли в системе образования,
где наши учителя, прищурившиеся, а потому кажущиеся себе и нам хитрыми,
складывают привычными руками и методами мировоззрение, одно на всех.
Потом мы начинаем строить сами.
Или – не начинаем.
И так как мы не знаем, какова она
будет наша картина мира, то мы никогда не знаем
не знаем, закончили ли мы ее.
Нас гложат сомнения в ее
законченности и совершенстве.
Неправильно: меня гложат сомнения
в ее законченности и совершенстве, а про остальных я ничего не знаю. Но – пока
сомневаюсь, еще живу надеждой досложить ее до конца.
Онтология и онтологическое понимание
Онтология – незнаниевая
структура. Даже так называемое естественно-научное мировоззрение – надзнаниевое
сооружение. Строго говоря, знания – лишь фундамент, один из фундаментов и
мировоззрения и онтологии. Можно ведь быть и, подобно Сократу, глубоким
невеждой в большинстве наук, но пребывать в мудрости и совершенной, гармоничной
простоте онтологии. Это возможно, в частности, если картина мира зиждется на
этических основаниях – и тогда все ясно и понятно. Иисуса, Достоевский, Толстой
– вот примеры этически обоснованной онтологии. Сюда же можно добавить Сократа,
Будду, многих святых и славных, уверенных, что отделение света от тьмы – дело
Божие, а Добра от зла – человечье.
Онтологическое понимание – самое
возвышенное и вместе с тем самое ясное и простое, оно, кстати. Не требует
рефлексии – рефлексия включается, когда испытывается недостаточность понимания
или есть сомнения в своем понимании, когда убеждаешься в большей глубине
понимания другого.
И не есть ли процесс понимания
одновременно и процесс образования онтологии? Ведь в непонимании или
недопонимании возникает рефлексивная пауза, заполняемая недостающим
онтологическим материалом. И, если бы не было непонимания, то не было бы и
рефлексивных пауз и самого онтостроительства.
Онтологические выражения: язык, знак, символ
Онтология не требует непременного
своего выражения, особенно вербального выражения: язык наш слишком убог и
несовершенен для этого. Но живопись и иконопись, но музыка, но поэзия и песня –
они для того и существуют, чтобы выражать наши онтологические настроения и
переживания. Символизм искусств, их распростертость над обыденностью бытия,
знаковость смыслов, создаваемых и порождаемых в искусствах – жесты
онтологической работы, жесты существования: музыкант не отрицает существования
других – музыкальных и немузыкальных – миров, но сочиняемой или исполняемой им
музыкой заявляет и о своем существовании, о вхождении в некую ситуацию
коммуникации, заполненную теми, с кем он общается, здесь и сейчас.
И если ему удается преодолеть
путы презенса, то он, погруженный в несовершенный презенс, имеет шанс
прорваться в совершенное бессмертие и вечность.
Онтология: реальность и действительность
Реальность есть совокупность
идей, доступных и освоенных в мышлении. И так как каждый осваивает в мире идей
свое, уникальное пространство, то и реальность у каждого своя. Реальность –
другими словами – идеализированный и тем присвоенный каждым мир вещей. Мы
приватизируем мир, но это не значит: мы забираем его у кого-то другого, у
соседа, предшественника или потомка. Этот мир остается доступным для всех.
Слушая музыку, мы понимаем ее и чувствуем иначе, чем ее творец, но ведь мы не
отнимаем ее у творца. Мы просто множим миры и онтологии, мы даже можем
обмениваться, если нам это зачем-то нужно, своими онтологическими
представлениями, онтиками, онтопредположениями и догадками. Мы обогащаем общий
мир своими мирами.
И мне кажется, одна из целей
нашего существования в этом: отдать миру идей раскрашенную нами картинку,
бывшую до нас бесцветной и безымянной.
А действительность? А что –
действительность?
А действительность – тем, кому
рисовать некогда, кто действует и строит логику своих действий…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---
Онтология
образования
Онтология
Онтология – и это пока лишь некоторые предположения –
всегда или достаточно часто дуалистична: двойная природа природы natura и
physis, двойная природа человека (по образу и подобию), сознание и мышление,
рефлексия сознания и рефлексия мышления, Добро и зло и т.д. Эта дуальность
обуславливается тем, что, с одной стороны, мы видим мир таким, каков он есть
«на самом деле», в залоге его бытийности и реальности, а с другой – таким,
каким хотим видеть его в модальности желания, возможности или необходимости, в
его действительности. Первый взгляд,
следовательно, выступает в естественном залоге, а второй – в искусственном. Мы
можем при этом рефлексивно рассматривать искусственный залог включенным в
естественный и наоборот – естественный как включенный в искусственный. Это
выворачивание (а не онтология сама по
себе) и порождает логический дискурс нашего представления о мире. Онтология – порождение этого диалога.
Кроме того, онтология либо не схематизируется вообще
(из-за ортогональности онтологии и логики) либо схематизируется, но в весьма
редких и специфических ситуациях, либо требует средств схематизации, еще
недоступных. Любая попытка онтологической работы приводит к мифотворчеству и
словесной живописи.
Образование в
процессе социо-культурного воспроизводства
Человек существует в нескольких воспроизводственных
процессах, например, – биологическом, хозяйственном, литургическом и
социо-культурном. И это существование предполагает:
- либо бесконечное продолжение этих процессов и
участия в них, что противно самой природе человека,
- либо придание этим процессам некоего смысла и даже
цели, но это означает вмешательство в замысел Всевышнего, чему противятся все
вероучения,
- либо прекращение и этих процессов и участия в них, к
чему, мы, собственно весьма склонны по своей суицидальности: своими знаниями и
техническими средствами мы готовы и к бессмертию и к клонированию, чтобы выйти
из биологического воспроизводства, мы активно готовимся также к передаче своего
интеллекта и работы интеллекта биотехническим средствам, тем самым покидая
процесс социо-культурного воспроизводства, мы все более
беспечны+нехозяйственны, а литургический цикл проходим формально.
Пока же этого не произошло, своевременным
представляется рассмотрение одного из ведущих процессов социо-культурного
воспроизводства – образования.
В общем виде схема социо-культурного воспроизводства и
места в нем образования имеет следующий вид:
В ходе образования (на схеме – стрелка, направленная
от культуры к социуму) имеющееся культурное наследие, собранное в культурную
парадигму-1, в том числе и прежде всего наличные знания (научная парадигма-1),
передается социуму с тем, чтобы он, восприняв это наследие, смог сформировать
следующую культурную и научную парадигму. Образование – далеко не единственный
институт социо-культурной трансляции. Сюда также могут быть отнесены такие
общественные институты как семья, церковь, проектирование, архитектура и др.
При этом образование порождает три важнейших и
принципиально отличных друг от друга продукта:
- совокупность транслируемых культурных норм,
знаний и умений (содержание образования)
- образованных людей
- образование образования (методики, средства и
способы образования и т.п.)
В настоящей работе и на данном этапе рассуждений нас
интересуют прежде всего образованные люди или, что тоже самое, сепарация
общества в ходе образования.
Социальные
конфигурации продуктов образования
Большинство моделей социума трехзвенны. Будь то армия,
тюрьма, школа, церковь, производственный коллектив или любое другое устойчивое
сообщество людей, в нем всегда можно выделить носителей общих идей и смыслов
(социальные агенты), продуцентов новых идей и смыслов (акторы) и тех, кто
составляет социальный арьергард (жертвы – все три термина взяты у французского
социолога А. Турена)
Используя эту терминологию, можно выделить три
основных типа образованных людей:
Актор – человек, способный к созданию новых образцов
культуры или новых знаний
Агент – носитель и пользователь данных ему знаний и
культурных норм
Жертва – воспринявший критически незначительный,
недостаточный объем культуры и знаний.
Если в ходе образования не будут формироваться акторы,
то общество неизбежно будет обречено на простое воспроизводство и стагнацию.
Точно также необходимы агенты-носители культурной парадигмы и неизбежны –
жертвы.
В зависимости от конфигурации и доминирования того или
иного типа образованных людей формируется то или иное общество, например:
Разумеется, существуют и другие сочетания и
конфигурации: можно, например, изобразить элитизированное (аристократическое)
общество, в котором жертвы и агенты встроены в доминанту акторов как два
независимых ареала: всего в возможности этой графики вмещаются более сотни
типов общественной организации.
Темпы
воспроизводства и социо-культурного воспроизводства
До недавнего времени жизнь человеческая и культурная
парадигма, парадигма знаний, в которых жил человек, были несоизмеримы:
культурные эпохи и системы знаний тянулись веками, человеческая жизнь
измерялась небольшим числом десятилетий.
На одном, нашем поколении, произошло чудовищное
ускорение научно-технического прогресса. Это кажется невероятным, но, когда я
родился, еще не было кибернетики, пенициллина, генетики, атомной бомбы,
баллистических ракет, в моей юности полетел первый спутник, свой первый
компьютер я купил, когда мне было больше пятидесяти лет, после шестидесяти я
узнал, что есть скорости выше скорости света, когда я был школьником, страна
боролась с формалистам, абстракционистами и стилягами, мы зубрили Маяковского и
Горького, но «Мастер и Маргарита» еще не был опубликован, имена Достоевского и
Есенина произносили глухо и неофициально, мы не знали, кто такие Марк Шагал,
Василий Кандинский и Малевич, воинствующий атеизм сменился ныне непримиримым
православием, а положительность исторического персонажа определяется годом
публикации о нем.
Сегодняшний человек переживает несколько
научно-технических и культурных революций – это породило идею непрерывного
образования, LLE – Life Learning Education.
Завтра, когда жизнь растянется на 120-150 лет, то есть
уже в этом столетии, все эти парадигмы и системы знаний будут мелькать перед
человеком с невероятной сегодня скоростью. Уже сегодня, с приходом Интернета,
знания и информация утеряли всю прелесть их поиска и удержания. Завтра знающий
или придерживающийся каких-то культурных устоев будет смотреться анахронизмом,
старомодным чудаком.
В этой ситуации – что будет транслировать система
образования? каково будет содержание образования? и нужно ли будет образование
вообще?
Пока очевидна только одна проблема: образователи
(учителя, преподаватели) должны учиться сами гораздо быстрей и больше, чем они
учат с тем, чтобы успевать, «быть в зазоре» между новой инновационной волной и
обучаемыми. Эта проблема имеет и принципиально другое решение: необходимы с
каждой инновационной волной новые преподавательские силы из числа создателей и
носителей этой волны. Преподавание, таким образом, должно стать одним из
важнейших способов действий во всех профессионально оформленных
деятельностях.
Морфология
образования
Если ранее все дисциплины делились на естественные и
технические, а несколько позже – на гуманитарные, естественные и технические,
то теперь все большее значение приобретает как принципиальное разделение наук
на «тормозные» и «моторные». Соответствующим образом следует разделять и
образование.
«Тормозное» образование консервативно, ориентированно
на ценности культуры, истории и природы. По своей сути оно педагогично
(пропедевтично), так как вводит в жизнедеятельность и приучает человека к
мониторингу себя и окружающей среды.
«Моторное» образование радикально, ориентированно на
ценности развития и будущего, проектно, а, следовательно, и целенаправленно,
носит преподавательский характер, демонстрируя готовые и готовящиеся образцы
деятельности.
Это – не единственная линия разлома или раздела
образования. Другой линией является различение сервисного инфраструктурного образования (так в свое
время выделялось политехническое и производственно ориентированное
образование).
И, наконец, наиболее существенным уже в настоящее
время становится профессиональное и специальное образования.
Профессиональное образование универсально, глобально,
а потому конвертируемо. Носитель этого образования превращается в гражданина
мира, свободно выбирающего место жительства и применения своего
профессионализма.
Специальное образование носит местный характер, оно уникально
и неконвертируемо, по отношению к профессиональному оно – не альтернатива, а
является дополнительным, но вместе с тем оно обязательно и необходимо.
Таким образом, и профессиональное и специальное
образование имеют следующую морфологию:
Сервисное
образование
|
Инфраструктурное
образование
|
|
«тормозное»
образование
|
гуманистическое
|
экологическое
|
«моторное»
образование
|
инжениринговое
|
техническое
|
Онтологически еще более значимым является расщепление
образования на управляемое и управленческое.
Если признать мир сотворенным в первые шесть дней, а
все последующее – лишь предусмотренные последствия акта творения, то мы
нуждаемся в образовании себя управляемыми. Но, если принять мир все еще
творимым и нас – сотворцами этого процесса творения, то образование призвано
готовить нас не только быть собранными перед предстоящими изменениями, но и
быть источниками изменений мира: сначала в себе, а затем и вокруг, поверх себя
– управленцами (быть самоуправляемыми, самоорганизованными и уметь управлять
изменениями мира и в мире, организовывать мир).
Полноценно образованным профессионалом или
специалистом может считаться только тот, кто обладает всей совокупностью
морфологически разных образований.
Содержание,
методы, цели и результаты образования – пространство стратегических решений и
преобразований
Пространство стратегических решений и преобразований,
в соответствии с методологической традицией, трехортно:
Если сегодня содержание образования, признаем мы это
или нет, является доминантой при решении стратегических задач, поскольку
обладает огромной инерцией, обремененной традициями, стереотипами и
заблуждениями образовательных кадров всех уровней, то в будущем, надо
надеяться, вполне возможно, что изменения и нововведения в методы и организацию
образования, а также цели, которые будет ставить общество перед собой и своим
образованием будут не менее значимы.
Онтология и
образовательные технологии
Предлагаемое онтологическое представление об
образовании, его дуальность (и как формирование кортежа культурных норм,
знаний навыков – в искусственном залоге,
и как формирование и членение общества – в естественном) приводит к иному,
отличному от привычного, взгляду на возможности и направления технологизации
образования.
Прежде всего, однако, следует отметить, что
технологизация обычно – лишь промежуточный этап автоматизации. Например, умение
сначала превращается в навык, затем переходит в машинальный, автоматический
режим действия и, наконец, полностью отчуждается от человека и передается
автомату, роботу, компьютеру или другому техническому устройству. Такова,
например, траектория технологизации и автоматизации конвейерного производства,
где отклонение от нормы, стандарта, образа результата сведено к минимуму.
Технологизация, следовательно, находится в ряду отчуждения от человека прежде
всего тех действий (включая интеллектуальные действия, например, счет), которые
непрерывно и монотонно повторяются, имеют четкую и логически точную
последовательность, могут дробиться на отдельные простейшие акты. Кроме того,
технологизируются и отчуждаются от человека действия, процедуры и операции,
имеющие негативную нравственную окраску (забой скота, например).
Если предыдущее размышление правдоподобно, то наиболее
адекватной, простой и приемлемой сферой технологизации в образовании является
прежде всего сепарация социума, а не учебный процесс или перевод культурных
норм, знаний, навыков и пр. в вид, пригодный для трансляции.
Важным аспектом технологизации образования является
также тот факт, что в основу всех технологических схем закладывается
производственный процесс (процесс перевода исходного материала в готовый
продукт), что явно не соответствует природе образования как воспроизводства. У
нас нет и не должно быть воспроизводственных технологий.
От
трансляционного к коммуникационному образованию
До сих пор человечество жило в парадигме
трансляционного образования и по сути не было прецедентов проблематизации
образования как процесса социо-культурной трансляции, однако в настоящее время
и в еще большей степени в будущем появляются все более очевидные сомнения в
единственности трансляционного образования.
Важнейшей точкой проблематизации можно считать переход
общества в коммуникационную формацию, которая, безусловно, потребует и адекватного
ей образования.
Кроме того, резкое увеличение продолжительности жизни
и даже достижение человеком бессмертия уже к концу нынешнего столетия снимает
или сильно упрощает проблему и биологического и социо-культурного производства.
Сюда же следует отнести и такие возможности биоинженерии как клонирование
человека.
Передача многих, если не большинства, интеллектуальных
работ компьютерам и другим, небиологическим носителям, также будет приводить к
ослаблению необходимости трансляционного, столь привычного нам тысячелетиями,
образования.
Если мы понимаем неизбежность перехода к
коммуникационному образованию, то, хотя бы из уважения к своей цивилизации и ее
ценностям, мы обязаны задуматься и озаботиться технологизацией.
Имеющиеся уже сейчас в арсенале образования
интерактивные методы и технологии (симуляторы, игры т.п.) могут рассматриваться как
прототехнологии коммуникационного
образования. Однако гораздо важнее
технологизации – переход от знаниево-ориентированного образования и образования
техникам, навыкам, умениям и компетентностям к понимающему образованию,
которое, единственное!, может обеспечить коммуникативное образование, так как
понимание, точнее, его дефицит, является единственным ресурсом
коммуникации.
Комментарии