Мастерская
А.Е. Левинтов
Идея
С
некоторой робостью подступаю я к этой необъятной и сложной теме, которая так
необходима нам. Тут имеется несколько сложностей и самая тяжелая – не впасть в
словарность, в энциклопедичность – необходимо сразу оговориться, что речь всё
время будет идти о незнаемом и непонимаемом, а потому, хотя текст и написан
будет в изъявительном наклонении, читать его как утвердительный не стòит.
Вторая
трудность связана с Платоном и Росцелином.
Мы
все – в той или иной мере – платоники и идеалисты, в том смысле, что мы все – в
той или иной мере – онтологи, для нас картина мира важнее техники её написания.
А, следовательно, для нас «идеи прежде вещей», хотя бы в потаённых глубинах
нашего сознания, ведь вещающий мир не так интересен и загадочен, как молчаливый
Универсум, таящий свои бесконечные тайны и недомолвки.
Но,
начиная с конца 11 века, с Росцелина мы стали номиналистами: что не
поименовано, то не существует (этот догмат европейской школы мышления непонятен
и смешон на Востоке). Росцелин ценой церковного проклятья опроверг Платона и
утвердил «вещи прежде идей». За ним потянулись францисканцы и Оккам, за ними –
мы все.
И
так и пребываем в этой онтологической раздвоенности, признавая\не признавая оба
утверждения и путая самих себя: желаем мы одного, а требуем от себя противоположного.
Изначальная
идея
Меня
восхищает изначальный смысл слова «идея» как отглагольная форма «видеть»: это
так просто, очевидно и убедительно! Видение, в отличие от смотрения, не
физическое, а интеллектуальное усилие. Идея – это вид (акт и результат видения) вещи. Мы, как и прочие
существа, наделённые зрением, смотрим на явленное нам, отражённое благодаря
глазам в нашем сознании более или менее адекватно этому явлению. Но, помимо
этого, люди могут ещё и идеализировать видимое ими, видеть суть видимого. Тут
очень важна грамматическая составляющая понятия «суть»: это – множественное
число третьего лица глагола «быть» в настоящем времени – «они суть». Мы
грамматически признаем, что смотрим на одно и то же «одинаковыми» глазами, но
видим разное, поскольку презенс глагола «быть» («он, она, оно есть») –
производное от «истины». Человеческая, гуманитарная и гуманистическая истина
всегда множественна и тем отличается от Божественной, которая признаётся
единственной, но, между прочим, также множественна, просто в силу
множественности вероучений и религий.
Присущая
только человеку интеллектуальная способность видеть (это исчерпывающе описано
Галилеем) подразумевает, что каждый вправе видеть и видит своё, более или менее
уникальное и, в силу этого, поразительное и изумительное для остальных и
других. Способность выразить увиденное и есть, по-видимому, тот самый талант,
что дан каждому из нас, есть, совершенно точно, наша творческая способность.
Но
и это неоднозначно: можно видеть и творить зримое остальными, социокультурное
(и это условно можно называть креативной деятельностью), а можно видеть и
творить из незримого универсально-духовного пространства (и это можно условно
называть эвристической деятельностью), а ещё можно понимать различия между
этими двумя видами творческой деятельности – внутри себя и внешним образом (и
это можно условно называть мистической деятельностью).
К
концу 14 века идея идеи сложилась как «архетип, понятие вещи в разуме Бога». Субъективация
как столбовая дорога европейской философии придала понятию «идея» в начале 17
века новое значение – «ментальный образ
или изображение», хотя эта традиция тянется с античных времён: греческое слово
ennoia первоначально означало «акт мышления». В этом смысле «идея» синонимична
«мысли», хотя для меня мысль – это ухваченный человеком фрагмент объективно
существующей идеи, фрагментарная субъективизация идеи, коль скоро идея во всей
своей полноте человеку недоступна. Важно подчеркнуть, что из этого
представления 17-го века об идее вытекает признание объективного существования
и Разума, и мышления как формы существования Разума, универсумально-духовного,
а, следственно, и вне-пространственно-временного.
Именно
с 17-го века, благодаря работам и мыслям Галилея, Декарта, Локка, а в 18-ом веке Беркли, Юма,
Канта утвердилось представление об идее как «концепции чего-то, что должно быть
сделано; концепции того, что должно быть, отличное от того, что есть», от
наблюдаемого.
Зафиксированная
идея, Idée fixe позволила различать акт и факт как зафиксированный акт:
доказано, что ежедневно сквозь каждого человека проходит около 3 миллионов
разных актов, из которых он ощущает и замечает не более 3 тысяч (0.1%), а в
состоянии зафиксировать максимально не более 30 (0.001%), ведя дневник или
другие формы записи этих фактов.
Бытовые
выражения «по идее». «у меня возникла идея» и тому подобное есть такая же
профанация, как и произнесение имени Бога всуе.
Идеал
Идеал
– онтологический феномен идеи, лишённый логики и техники (а заодно и целей)
порождения, топики (уместности, ситуативности, пространственной и временнòй
определенности).
Идеал
по принципу всегда прекрасен – недалеки времена, когда эстетика станет основным
содержанием образования, поскольку только красота вечна и бесконечно глубока.
Идеал
всегда возвышен над равниной и низиной бытия. На этой идее, идее возвышенности
идеалов многое держится в этом мире, в мире людей, например, само образование
(смотри схему акта образования), рыночный механизм ценообразования (смотри
схему рынка) и т.д.
Идеи
и идеалы позволяют нам выцеживать из мутного потока бытия кристаллы и самородки
существования – бытия по сути.
Идеирование
(ideat,
ideating)
Порождение
идей – не более, чем метафора: мы их не порождаем, мы их вылавливаем из мира
идей. Именно поэтому одна и та же идея может залетать в головы, расположенные
далеко друг от друга и не знающие друг друга. И сюда же – нас это всегда сильно
удивляет и радует, потому что свидетельствует об истинности «нашей» идеи:
уникальна и единична только дурь.
Идеирование
– либо сродни мышлению либо и есть само мышление, по природе своей
спекулятивное и неспособное, в отличии от думания, существовать уже существующим
– оно может только осваивать новые и новые идеи и их фрагменты. Мышление – это
путешествие в неизвестном направлении и не знающее возвращения, поскольку
кумулятивно: невозможно освободиться от освоенной и покорённой мысли, постольку
поскольку, кажется, это не мы покоряем новые идеи, а они нас.
Идеография
Описание
идеи может осуществляться самыми разными способами. Методологи освоили
схематизацию как способ описания идей и мыслей, идеирования и мышления.
Конечно, это простое и грубое, до убогости описание. Гораздо богаче идеография
художников, композиторов, скульпторов, архитекторов.
Идеология
Особая
форма идеографии – идеология, словесное описание. Поэты, писатели, мыслители,
философы – вот, чьё это средство. Так как мы мыслим словами, то идеология – самая
адекватная и точная форма идеографии.
Понятие
«идеология» сформировалось в конце 18 века (Д. де Трейси) как «наука идей» и
«философия разума, получающего знания из чувств, а не «сквозь вещи», как это
делается в метафизике и феноменологии.
Как
социо-культурное явление идеология – продукт Великой Французской Революции.
Обычно идеология понимается как «предписывающая доктрина, не подкреплённая
рациональными аргументами» (Д. Рафаэль «Проблемы политической философии»,
1970). Благодаря К. Марксу (прежде всего его «Немецкой идеологии» и К. Мангейму
(«Идеология и утопия») идеология стала предельно политизирована, порой –
запредельно (коммунистическая и фашистская идеологии).
В
середине нулевых я, вернувшийся из Америки и слегка подпорченный, имел сомнительное удовольствие выслушивать
разглагольствования лидеров только-только возникшей «Единой России», которые
совершенно искренне, на грани цинизма, называли свою партию партией власти,
потому что сначала захватили власть, а потом придали ей организационную форму
партии. Они даже не понимали (и до сих пор не понимают), что это –
надругательство над здравым смыслом и понятиями «политика», «власть» и
«партия».
На
одном из своих первых съездов они решили напрочь отказаться от партийной
идеологии на том основании, что идеология нужна для захвата власти, а они её
уже и так захватили – и всё это на полном серьёзе и не моргнув глазом.
Более
всего меня тогда потрясла их убеждённость в том, что они будут партией власти
до 2034 года, «а больше нам и не надо». И ведь, пожалуй, так и будет, к тому
всё и идёт.
Идеологизация
Экспансия
идеологии на все остальные стороны общественной жизни: на образование и
воспитание, на просвещение, культуру, философию, науку, искусства, армию,
систему управления и государственные механизмы и институты власти, сферы
производства, обращения и потребления, религию и веру, экологию, общественные
отношения.
Пережившие
советскую историю должны и обязаны хорошо помнить средства и результаты идеологизации,
хотя бы из профилактических соображений. Пройдёт ещё много времени, прежде, чем
моя «Небольшая советская энциклопедия» начнёт восприниматься как документ
деидеологизации.
Комментарии
Если идеология - то описание идей в словесной форме, то идеологизация искусства, например, изобразительного искусства - это искусствоведение изобразительного искусства, которое занимается описанием в словесной форме того, что изображено в образной форме. И идеологизация в этом смысле - это требование к обязательному созданию словесной формы выражения идей по отношению к любым другим формам их выражения.
Но это определение идеологии не верное. Идеология - это фиксация того комплекса идей, которыми мы будем руководствоваться. И в этом смысле идеологизация - это идейная нормировка какой-либо сферы, а вовсе не словесное описание имеющихся в ней идей.
Гораздо интереснее различить идеологию и доктрину, потому что доктрина - это то же фиксация идей которыми мы будем руководствоваться. Разница в форме фиксации. Идеология описывает подход, а доктрина - принципы. И в этом смысле отличие доктрины от идеологии кроется в отличие принципа (или принципов) от подхода.
Но, в этом месте можно различить доктрину и идеологию уже не только по форме, но и по содержанию (или наоборот). Идеология нормирует процесс вынесения суждения, а доктрина - процесс поведения.
Теперь можно вернуться к понятию идеологизации. Идеологизация какой-либо сферы - это когда мы вводим в отношении этой сферы некоторый корпус идей, на основании которых мы производим суждение о ценности производимых в этой сфере продуктов. Что такое идеологизация, например, спорта? Это когда делаем суждение о ценности спортивной победы на основании того, из какой страны была проигравшая команда (например, чем "западнее" страна, тем ценнее победа), а не на собственных основаниях сферы (ценней победа над более сильным противником).